СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ


СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
– один из главных органов Организации Объединённых Наций (см.), который, согласно Уставу ООН., действуя от имени членов ООН, должен нести главную ответственность, за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава).

С. б. состоит из 11 членов, з том числе 5 постоянных членов (СССР, Китай, США, Англия и Франция) и 6 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания; ежегодно избираются 3 непостоянных члена. Согласно Уставу ООН, при избрании какого-либо государства непостоянным членом С. б. Генеральная Ассамблея должна уделять особое внимание степени участия данного государства в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению. Срок полномочий непостоянных членов С. б. наминается 1 января следующего за их избранием года и оканчивается 31 декабря года избрания их преемников.. Каждый член С. б. представляется в Совете одним представителем, полномочия которого вручаются Генеральному секретарю ООН. Глава правительства или министр-иностранных дел любого государства – члена С. б. могут заседать в Совете без предъявления полномочий.

С. б. является постоянно действующим, а не сессионным органом ООН. Ввиду этого каждый член. С. б. должен иметь постоянного представителя на месте пребывания ООН, т. е. там, где обычно заседает С. б. Однако заседания С. б. могут происходить и во всяком другом месте, которое, по мнению Совета,, более способствует его работе (ст. 28 Устава). Председательствуют в С. б. помесячно все его члены. Любое государство – член ООН может принять участие,, без права голоса, в обсуждении того или иного вопроса в С. б., если Совет сочтёт, что затронуты интересы данного государства. В случае, если какой-либо государство, не состоящее членом ООН, является стороной в споре, рассматриваемом С. б., то. оно может быть приглашено принять участие, без права голоса, в обсуждении по данному спору на условиях,, какие С. б. сочтёт необходимыми.

Постановления С. б. по процедурным вопросам считаются прилитыми, если за них подано 7 голосов-любых членов С. б. По всем другим вопросам постановления С. б. приобретают законную силу, если за них подано 7 голосов, включая голоса 5 постоянных членов С. б., т. е. на основе принципа- единогласия пяти великих держав, причём член С. б., являющийся стороной а споре, рассматриваемом С. б., должен воздержаться от голосования в случае, если речь идёт о рекомендации средств мирного разрешения спора либо о его разрешении при помощи региональных соглашений и их органов. Принцип единогласия великих держав (см.), зафиксированный в ст. 27 Устава ООН, является фундаментом всей Организации Объединённых Наций, залогом эффективности её действий согласно целям и принципам Устава.

С. б. может выносить две категории постановлений: рекомендации (обычно в отношении вопросов, касающихся мирного разрешения споров) и решения (по вопросам, относящимся к принятию принудительных мер и т. п.). Решения С. б., .принимаемые в соответствии с целями и принципами, зафиксированными в Уставе, имеют обязательную силу для всех членов ООН, которые обязаны подчиняться решениям С. б. и выполнять их (ст. 25).

Основной задачей С. б., согласно Уставу ООН, является поддержание международного мира и с этой целью способствование мирному разрешению споров, а также предупреждение и подавление актов агрессии. В случаях мирного разрешения споров Устав предоставляет С. б. право потребовать от сторон, чтобы они сами разрешил» спор любыми мирными средствами; расследовать любой международный спор или ситуацию; рекомендовать сторонам соответствующее мирное средство и, наконец, рекомендовать сторонам условия разрешения споров. С. б., согласно ст. 39 Устава, определяет существование угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или выносит решения о мерах, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. С. б. уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооружённых сил, должны быть применены для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер. Эти меры могут заключаться в полном или частичном перерыве экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных и радио связей, а также в разрыве дипломатических отношений. Если эти меры, по мнению С. б., оказываются недостаточными, то С. б. может вынести решение о принятии международных принудительных действий с применением вооружённой силы. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских и сухопутных сил членов Организации (ст. 42 Устава). Планы применения вооружённых сил вырабатываются С. б. с помощью созданного при С. б. Военно-Штабного Комитета, состоящего из начальников штабов постоянных членов С. б. или их представителей. В задачу этого Комитета, согласно Уставу ООН, входит оказание всемерной помощи С. б. по всем вопросам, относящимся к военным потребностям С. б. в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение вооружений и к возможному разоружению (ст. 47 Устава).

Кроме Военно-Штабного Комитета при С. б. могут быть учреждены любые вспомогательные органы, Какие С. б. найдёт необходимыми для выполнения своих функций. В соответствии с резолюцией 6-й сессии Генеральной Ассамблеи от 11 января 1952 г. при С. б. была образована т. н. «Комиссия по разоружению», вместо двух ранее существовавших органов – «Комиссии по контролю над атомной энергией» (учреждена в 1946 г.) и «Комиссии по обычным вооружениям» (учреждена в 1947 г.).

В задачу С. б. также входит рекомендация Генеральной Ассамблее по вопросу о приёме в члены ООН, о приостановлении осуществления прав членов ООН, об исключении членов из Организации, причём С. б. сам может снять приостановку осуществления прав и восстановить их. Кроме того, С. б. рекомендует кандидатуру для избрания Ассамблеей Генерального секретаря ООН и участвует в избрании членов Международного Суда. С. б. осуществляет функции ООН в отношении т. н. «стратегических районов», - включая утверждение условий по опеке.

Выполнение благородной задачи поддержания международного мира и безопасности, возложенной Уставом на С. б., систематически срывается США, Англией и Францией, вставшими на путь отказа от укрепления и развития международного сотрудничества в послевоенный период.

С первых же дней деятельности С. б. империалистические государства начали борьбу за превращен ние С. б. в Орудие своей политики. Они в первую очередь обрушились на основу деятельности С. б. – принцип единогласия великих держав, начиная с прямых предложений о ликвидации этого принципа (напр., предложение Кубы и Австралии на первой,-Аргентины и Австралии на второй сессиях Генеральной Ассамблеи) и кончая созданием в нарушение Устава ООН различных органов, подменяющих С. б.г вроде «межсессионного комитета» (1947 г.) и «Комитета коллективных мероприятий» (1950 г.). Путём создания в обход С. б. и в нарушение Устава ООН-различного рода комиссий и комитетов (напр., т. и. «балканская комиссия» по греческому вопросу, «комитет добрых услуг» по индонезийскому вопросу и др.) империалисты систематически срывали все попытки мирного урегулирования угрожавших; международному миру и безопасности споров и ситуаций.

Монополисты сорвали работу «комиссии по контролю над атомной энергией», выдвинув пресловутый план Ачесояа–Баруха–Лилиенталя, прёдусматривавший установление монополии США над атомным оружием. Они систематически срывают все прей3 ложения Советского Союза и стран народной демёР кратии, направленные на запрещение атомного оружия, сокращение вооружений и вооружённых сиЖ Превратив Военно-Штабной Комитет в бездействующий орган, они сорвали создание при С. б. предусмотренной Уставом ООН системы коллективных вооружённых сил для борьбы с агрессией, противопоставив этой системе предложение об образовании «международной армии», которая была бы послушным" орудием в руках империалистов. Они узурпировали основные функции и права С. б. и Военно-Штабного Комитета по предупреждению и подавлению актов агрессии, передав их созданному при Генеральной Ассамблее в нарушение Устава ООН т. н. «комитету коллективных мероприятий» и незаконно предоставив Ассамблее «право» использовать «вооружённые силы ООН».

Воспользовавшись отсутствием представителей СССР и Китайской Народной Республики, представители империалистических государств в С. б. поя давлением США приняли незаконные решения, объявив гражданскую войну, развязанную кликой Лш Сын Мана, «агрессией» Корейской Народно-Демократической Республики, а американскую интервенцию в Корее – «международной санкцией». Прикрываясь этими решениями, которые не имеют законно» силы, так как были вынесены в отсутствие двух постоянных членов С. б., а их содержание противоречит основным принципам, зафиксированным в Уставе ООН, американские империалисты и их сообщники развязали войну в Корее. Эти решения: были приняты 25 июня, 27 июня и 7 июля 1950 г. под нажимом США.

Советский Союз и страны народной демократии, верные своей миролюбивой политике, неизменно выступают в С. б. с требованием строжайшего соблюдения Устава ООН, борясь против превращения С. б. в орудие империалистической политики.


Юридический словарь. — М.: Госюриздат. . 1953.

Смотреть что такое "СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ" в других словарях:

  • Совет безопасности — Совет безопасности: Совет Безопасности ООН Совет безопасности Российской Федерации Совет безопасности СССР См. также Государственный совет безопасности Совет национальной безопасности …   Википедия

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ — (Security Council) Один из основных органов Организации Объединенных Наций. Первоначально состоял из одиннадцати членов, но в 1965 г. их число увеличилось до пятнадцати: 5 постоянных (Великобритания, Китай, Франция, Россия, США) и 10 избираемых… …   Политология. Словарь.

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ — конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. СБ рассм. атривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной,… …   Энциклопедия юриста

  • Совет безопасности рф — (англ Security Council of RF) конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой… …   Энциклопедия права

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ — главный совещательный орган при Президенте РФ. В соответствии с Конституцией РФ СБ РФ формируется и возглавляется Президентом РФ. Основным документом, определяющим статус СБ РФ, является Положение о Совете Безопасности Российской Федерации,… …   Юридическая энциклопедия

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ — (СБ) ООН главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Функционирует на основе представительства государств членов ООН.… …   Юридический словарь

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ — главный совещательный орган при Президенте РФ; готовит проекты решений Президента РФ по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности страны. Согласно Конституции РФ формируется и возглавляется… …   Юридический словарь

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ — СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ, В Российской Федерации орган при президенте, сферой деятельности которого являются стратегические проблемы экономической, оборонной, экологической, информационной и иных видов безопасности страны. Источник: Энциклопедия… …   Русская история

  • Совет Безопасности РФ —    В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации образуется Совет Безопасности РФ, который занимает важное место в системе органов обеспечения безопасности. Его статус определен Законом РФ О безопасности от 5 марта 1992 г. Совет… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Совет безопасности РФ — 1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства,… …   Официальная терминология

Книги

Другие книги по запросу «СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ» >>